День журавля
Ежегодно во второе воскресенье сентября в мире отмечается День журавля. В Приморье гнездятся два вида этих птиц — японский и даурский, оба занесены в Международную Красную книгу. Накануне их праздника специалисты рассказали РИА Новости о том, какими плюсами обернулся для журавлей паводок на Дальнем Востоке, а также об основных проблемах редких птиц в крае.
Впервые День журавля был отмечен в США в 2002 году. В этот день 11 лет назад на гнездование отправился целый выводок редких американских журавлей, выживших благодаря экологам. Этому предшествовала долгая работа, во время которой ученые изымали яйца редких птиц, о которых те не могли позаботиться, и подкладывали их в гнезда журавлей других видов.
Вместе с тем, на Руси существовал свой аналог этого праздника — Куприянов день, который также называли Журавлиное вече. Он отмечался 13 сентября, в день, когда, по поверьям, все журавли собирались на болотах для совместного пути на юг.
Задержались погостить
Приморье находится на так называемом "великом миграционном пути": через край проходит маршрут птиц, летящих осенью на юг из Якутии, Приамурья, Забайкальского края и даже Арктики, рассказала РИА Новости координатор проектов по особо охраняемым природным территориям Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Светлана Титова,
"Обычно пролетные птицы, в том числе журавли, летят на юг с конца августа. Их путь может занимать от месяца до двух. Они делают остановки на местах, где можно покормиться, и Приморье становится перевалочным пунктом, однако в этом году на Дальнем Востоке сложилась аномальная ситуация в бассейне Амура, и журавли здесь задержались", — сказала собеседница агентства.
Она пояснила, что из-за паводка в Амурской области и в Приморье много сельхозполей остались неубранными. Привлеченные большим количеством корма, журавли стаями собираются на полях, которые не попали под воду, но к которым сейчас сложно добраться людям.
"В итоге птицы не полетели дальше на юг и пока остались в России. Сейчас они активно набирают подкожный жир перед зимовкой, на которую они должны отправляться упитанными", — уточнила Титова.
Она отметила, что дальнейший путь большой части журавлей должен пролегать через Китай, однако из-за наводнения немало мест обитания птиц там сейчас находится под водой. Словно чувствуя это, птицы не торопятся продолжать путь.
"Не знаю, каким образом, но они как-то чувствуют это. Однако птицы всегда знают, когда нужно улетать и улетают всегда вовремя, так что, думаю, им ничего не грозит", — сказала собеседница.
Японские старожилы в Приморье
Как сообщила РИА Новости орнитолог Ханкайского заповедника Елена Курдюкова, в обычные годы во время массовых пролетов птиц в Приморье фиксируется примерно по 100 особей японских и даурских журавлей. Этой осенью их число может быть в разы больше, однако из-за отсутствия специальных учетов точные цифры назвать никто не может.
Около половины японских журавлей, прилетающих в Приморье весной, остается тут на все лето, тогда как большая часть даурских отправляется дальше — в Амурскую область, Хабаровский и Забайкальский края. В итоге ежегодно в Приморье гнездятся около 25-30 пар японских журавлей и только 2-8 — даурских. Всего же, по ее словам, в мире обитает около 2 тысяч японских журавлей и около 7 тысяч — даурских.
"Согласно данным авиаучета в 2012 году, по японскому журавлю было отмечено 28 размножавшихся пар, однако сюда вошла не вся территория их ареала, часть птиц могла гнездоваться за границами заповедника… Даурских значительно меньше, так как для гнездования им нужно другое местообитание — влажные луга и болота, их в Приморье меньше, чем в соседних регионах", — пояснила собеседница.
В Приморье спустя почти 80 лет вернулись японские журавли
Орнитолог рассказала, что в целом за последние десятилетия численность журавлей в Приморье медленно, но растет. Так, при учете в 1975 году журавлей в крае не нашли, и лишь в 80-х годах прошлого века было вновь зафиксировано несколько пар. По мнению экспертов, резкое падение численности было связано с активным освоением новых земель под пахоту и орошением болот.
"Хозяйственная деятельность человека — важный фактор опасности для журавлей. Они очень осторожны при выборе места для гнезда, и близость людей их, конечно, пугает. Кроме того, очень важный фактор опасности — палы травы. Были годы, когда в огне пропадало по несколько журавлиных гнезд, но в последнее время сотрудники заповедника активно работают по предотвращению таких пожаров", — сказала Курдюкова.
Как рассказал РИА Новости директор Ханкайского заповедника Юрий Сушицкий, также одна из угроз для журавлей в Приморье — браконьеры. Однако, несмотря на их красоту, журавлей редко убивают специально. В большинстве случаев краснокнижные птицы становятся жертвами бездумного азарта.
"Во время весенней охоты факты такого браконьерства бывают на сопредельных к заповеднику территориях. Некоторые люди, чаще, вероятно, пьяные, стреляют по журавлям как по бутылкам, это как реакция на все движущееся. Но настоящий охотник никогда не будет стрелять в журавля, это исключительно царственная птица", — отметил Сушицкий.
Кроме того, он рассказал о том, что немало этих птиц также по вине людей в последние годы погибало на границе с Россией — в Китае — из-за активного применения химических удобрений, а также специальных отравленных приманок. И если в первом случае птицы гибли, съев не специально отравленную рыбу или лягушек, то во втором убийство журавлей было умышленным. Фермеры травили птиц, чтобы те не разоряли их поля.
"В Китае очень много аграрных угодий, которые никто не охраняет. У нас нет такой проблемы, но в Амурской области я сам видел, как стая журавлей прилетела на кукурузное поле, и в скором времени от кукурузы там ничего не осталось", — пояснил директор заповедника.
Однако, по его словам, сейчас в некоторых странах существуют программы компенсаций фермерам за потерю урожая по вине краснокнижных птиц. Такая практика существует и в некоторых регионах Дальнего Востока.
"При этом нет необходимости в том, чтобы человек как-то специально помогал журавлям — организовывал подкормки или строил гнезда. При наличии места и условий популяция растет сама. Основной же метод охраны для них — не трогать", — резюмировал Сушицкий.