Воздух в Приморье становится опасным
Основы этой службы были заложены в 1963 году, когда было принято Постановление правительства – на базе сети Росгидромета создать сеть наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, морских и поверхностных вод суши, а также сеть радиометрических наблюдений. Такая сеть была создана и начала функционировать со второй половины 1964 года. На территории Приморского края мониторинг загрязнения окружающей среды осуществляет Приморское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Примгидромет). Работы по мониторингу загрязнения атмосферы выполняет "Лаборатория мониторинга загрязнения атмосферы и почв" (ЛМЗАиП). Организована лаборатория в 1965 году. В настоящее время наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха осуществляются в городах: Артем, Дальнегорск, Находка, Партизанск, Спассск-Дальний, Уссурийск (по одному посту) и в г. Владивостоке на 6-ти постах. В январе 2002 года в г. Большом Камне при заводе "Звезда" была открыта ведомственная лаборатория мониторинга загрязнения атмосферы. Результаты наблюдений передаются лабораторией в Приморский ЦМС, который осуществляет методическое руководство.
Качество воздуха в городах формируется в результате сложного взаимодействия природных и антропогенных факторов. Уровень концентраций различных примесей в городском воздухе складывается под влиянием перемешивания воздушных масс, переноса, рассеивания, вымывания вредных веществ, поступающих в атмосферу с выбросами от промышленных предприятий и от различных видов транспорта.
По результатам наблюдений, проведенных в 2008 году, воздух в городах края загрязнен бенз(а)пиреном, окислами азота (диоксидом и оксидом), пылью и формальдегидом. Среднегодовые концентрации бенз(а)пирена превысили допустимую санитарную норму в г.Уссурийске в 5 раз, в г. Партизанске – в 4 раза, в городах Владивосток и Находка – 2,5 раза. Бенз(а)пирен – это конденсированный полиароматический углеводород, который относится к особо опасным загрязняющим веществам, так как он способствует развитию онкологических заболеваний. Источником бенз(а)пирена является процесс горения практически всех видов горючих материалов. Бенз(а)пирен присутствует в дымовых газах, копоти и саже, оседающих в дымоходах и на поверхностях, имевших контакт с дымом, точнее в смолистых веществах, содержащихся в продуктах сгорания. Он присутствует в атмосферном воздухе населённых мест, в воздухе производственных помещений, в воде открытых водоёмов, в растениях, в почве. В организм человека бенз(а)пирен может поступать через кожу, органы дыхания, пищеварительный тракт и транс плацентарным путём. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендовала среднегодовое значение (1x10-6 мг/м3), как величину, выше которой могут наблюдаться неблагоприятные последствия для здоровья человека. Основной вклад в суммарные выбросы углеводородов, в том числе и бенз(а)пирена составляют выбросы автотранспорта (более 90%).
Среднегодовые концентрации диоксида азота превысили допустимую санитарную норму в г. Уссурийске в 2,1 раза, в г. Владивостоке – в 1,8 раза, в г. Артеме – в 1,5 раза, в г. Спасск-Дальнем – в 1,3 раза и в г. Дальнегорске – в 1,1 раза. Среднегодовая концентрация оксида азота в г. Владивостоке превысила допустимую санитарную норму в 2,2 раза. Окислы азота (диоксид и оксид) поступают в атмосферу с выбросами промышленных предприятий, предприятий электроэнергетики и всех видов транспорта. Вклад автотранспорта в суммарные выбросы окислов азота составляет более 40%. Повышенные концентрации диоксида азота способствуют развитию заболеваний дыхательных путей.
Среднегодовая концентрация формальдегида превысила допустимую норму в г. Владивостоке в 1,7 раза. Формальдегид является сильным раздражителем слизистых оболочек, вызывает неприятные ощущения, действует на центральную нервную систему, особенно на органы зрения. Является составной частью выхлопных газов автомобилей.
Содержание пыли в воздухе превысило допустимую санитарную норму в г. Уссурийске в 1,7 раза, в г. Б. Камне – в 1,2 раза. В г. Владивостоке среднегодовые концентрации пыли превышали допустимую норму в районе остановки Баляева в 1,6 раза и в районе пр. 100 лет Владивостоку – в 1,1 раза.
Среднегодовое содержание в воздухе свинца в городах края не превышало допустимой нормы, но в г. Владивостоке летом среднемесячные концентрации свинца были незначительно выше нормы.
Основными источниками загрязнения воздуха в городах края являются предприятия электроэнергетики и автотранспорт. Загрязнению воздушного бассейна в городах края способствует использование низкокачественного топлива на предприятиях электроэнергетики и сотнях малых котельных края. По данным госконтроля в крае увеличилось количество малых отопительных систем типа "дизельгенератор" или "робот-бойлер". Увеличению загазованности воздуха способствует также недостаточное количество транспортных развязок, отсутствие парковочных стоянок. Машины паркуются по обеим сторонам дорог, в результате чего сужается проезжая часть, создаются пробки и увеличивается загазованность воздуха.
Для улучшения ситуации необходимо строительство объездных магистралей, транспортных развязок, воздушных переходов, стоянок для частного транспорта.