Пришло время пересчета дальневосточных леопардов
На ногах учетчика со стажем Павла Фоменко особые лыжи. Такие делали в старину охотники народа удэгэ. Поверхность орехового полотна обтянута оленьей шкурой – это приспособление, проверенное веками.
"Конструкция уникальная, у них загнуты два конца. Второй конец уникален, чтобы ты мог спускаться на них обратной стороной. Когда крутая гора, я их переодеваю в обратную сторону, и спускаюсь. Когда мне надо сесть, иногда, у костра посидеть, когда я ночую на этих лыжах, я их кладу, ложусь и долгими зимними ночами думаю, как жить дальше", — смеется Павел Фоменко, координатор программы Амурского филиала фонда дикой природы России по сохранению биоразнообразия.
Дальневосточный леопард занесен в "Красную книгу". Когда-то он встречался на всей территории Приморья. Но популяция была подорвана браконьерами – леопардовая шкура может стоить десятки тысяч долларов. Сегодня примерная численность "пятнистых" колеблется от 30 до 40 особей. Ареал хищника расположен в самой густонаселенной, юго-западной части Приморского края между деревень, поселков и городов. При этом за всю историю наблюдений в крае нападений на человека зафиксировано не было.
Исследования ученых показывают – дальневосточный леопард уже давно научился жить рядом с человеком. От мест, где следы дикой кошки повсюду, до ближайшего села может быть не больше километра, а местные жители могут никогда в жизни не видеть осторожного пятнистого хищника.
Когда след обнаружен, отпечаток несколько раз измеряют, фиксируют данные, место наносят на карту. Позже информация, собранная на разных участках, будет обработана и обобщена учеными.
Сидя на снегу у отпечатка следа, координатор программы Амурского филиала фонда дикой природы России по сохранению биоразнообразия Сергей Арамилев рассуждает: "Так как мы знаем, что 1 февраля был дождь, потом 8 был снег, буран прошел еще до 1 числа, после 8 февраля здесь прошел леопард, а потом выпала 13-го пороша, т. е. давность следа, с учетом того, что он не заметенный, порядка 4-5 дней".
Для опытного учетчика определение пола, возраста и размера зверя не составляет большого труда. Характер следов показывает, что их хозяин – 2-летний леопард-самец, который совсем недавно стал охотиться самостоятельно. Кровь на снегу – признак того, что хищник слегка поранил лапу.
"Был дождь, потом сильные морозы, встал наст, т. е. ледяная корка образовалась, ну, и леопарды, и тигры – и это нормально, и это часто бывает – они просто режут и стирают, и получают порезы лап, и потом восстановится все, они зализывают", — успокаивает заместитель директора по вопросам охраны территории национального парка "Земля леопарда" Владимир Тимонин.
Еще совсем недавно дальневосточного леопарда охраняли на нескольких особых, но разрозненных территориях. Но теперь более половины ареала дикой кошки, а это 280 тысяч гектаров лесов, находится в границах национального парка "Земля леопарда", специально учрежденного в 2012 году.
"По сути, браконьерство – это так и есть: зайти в лес и украсть со стола дальневосточного леопарда кусок мяса. Это не секрет, в том числе и для местных жителей. Поэтому задача сохранения популяции состоит еще и в том, чтобы обеспечить эту популяцию кормом", — поясняет и. о. директора ФГБУ "Земля леопарда" Андрей Бородин.
Корм леопарда – копытные: олени, косули, изюбри. Яркий пример взаимовыгодного существования хищника и человека – на территории фермерского хозяйства "Оленевод". Стадо оленей составляет около пятисот голов. Сюда леопарды приходят поохотиться. С недавних пор фермеру выплачивают компенсацию 15000 рублей за подкорм хищника, и хотя ее размер пока несоизмерим с затратами, Александр Худенко готов сотрудничать и дальше.
"Я с удовольствием разводил бы леопардов. Они красивые, пусть бы жили здесь. Они все равно больше трех бы здесь не жили, потому что им нужна территория. Пусть бы жили, были бы ручные, только пусть платит кто-нибудь за это. Можно было б прийти, и как сегодня оленей фотографируем, так и леопардов снимать. Если их не гонять. Они непугливые, если их никто не трогает..." – говорит председатель производственного сельскохозяйственного кооператива
"Оленевод" Александр Худенко.
Поиски следов дальневосточного леопарда завершатся уже завтра. Еще несколько недель уйдет на анализ данных. Спустя месяц результаты будут дополнены и фотоохотой – в местах обитания хищника установят скрытые фотокамеры.